Чему мы учим наших детей? (Продолжение)

Жизнь с Торой

DSC05792

Последний звонок в еврейской гимназии «Ор Авнер» («Свет знаний») прозвенел нынче для десяти выпускников. Во всех еврейских школах СНГ, финансируемых этим фондом, небольшие классы. А гимназия на улице Ульяновской у самого Дона, очевидно, самая элитная в Ростове школа, в которой дети занимаются бесплатно. Тут учится всего сто учеников, это школа продленного дня и за трехразовое кашерное питание родители тоже не платят.

Когда я была в «Ор Авнере» десять лет назад, гимназия располагалась в арендованных у проектного института помещениях на углу Островского и Обороны. Но потом на Дон приехал главный раввин России Берл Лазар и во время своего визита попросил у губернатора Владимира Чуба вернуть ростовской общине здание, где до революции располагался хедер — еврейская школа для мальчиков. Кстати, школа входила тогда в один комплекс зданий с главной хоральной синагогой, где с послереволюционных времен и по сей день находится областной кожвендиспансер.

DSC05794

Школу еврейской общине вернули, на деньги благотворителей здание прекрасно отремонтировали, но в старых стенах хедера все равно тесно (даже актового зала тут нет, и все мероприятия приходится проводить в маленьком спортзале), так что принять всех желающих тут учиться просто невозможно. Тем более, что следуя нормам галахи (свод древних законов и установлений,  традиционное иудейское право), в гимназию на Ульяновской принимают только детей, которые евреи по матери. Прежде брали всех – и по папе, и по бабушке, и по дедушке, а нынче такие вот строгости. Говорят, что их ввел новый раввин, человек строгих правил, однако на самом деле такие же порядки во всех школах России и стран СНГ, созданных и финансируемых  фондом «Ор Авнер».

Сам создатель фонда Лев Леваев – из бухарских евреев, родился в Ташкенте, откуда в 1971 году в пятнадцатилетнем возрасте вместе с родителями переехал в Израиль. Талантливый и удачливый бизнесмен, он создал целую бизнес – империю, и что характерно, делится заработанными миллионами со своим народом. У него самого девять детей, но он тратит деньги и на обучение и воспитание других детей. Главная особенность его школ – это сочетание современного образования с традиционным воспитанием. В ростовской гимназии «Ор Авнер» даже есть заместитель директора по традиционному воспитанию. (Впрочем, эта должность есть везде, только называется иначе – завуч по воспитательной работе). Дети учат тут два иностранных для них языка: английский и иврит, штудируют историю, культуру и традиции еврейского народа (и, в рамках этого курса, конечно же, и Тору). В «Ор Авне» работают опытные и высококвалифицированные педагоги (семь учителей – кандидаты наук), проводится большая внешкольная работа. Скоро дети все вместе поедут, как обычно, в летний лагерь.

4 (3)

 О таком образовании можно только мечтать.

И родители, и дети (старшеклассники так особенно) школу свою очень хвалят – и за знания, и за воспитание. Ребята-выпускники объяснили мне, почему на голове мужчины всегда должна быть кипа, — она символизирует, что с тобой всегда Бог. Что же касается слабого пола, то покрывать голову должны только замужние женщины (поэтому их учительница иврита ходит в парике), а на девчонок это правило не распространяется.

А еще ребята сказали, что не курят и не пьют, даже пиво и слабоалкогольные коктейли, которыми увлекаются их сверстники.

 

14Директор гимназии Евгения Васильевна Быкова пожаловалась мне напоследок, что её одолевают молодые мамаши из новых элитных высоток, что построены на другой стороне улицы. «Новые русские» (в таких домах бедные люди квартиры не покупают) готовы заплатить любые деньги, чтобы только их чадо приняли в еврейскую гимназию. «У вас тут порядок, нам это нравится, да и к евреям мы хорошо относимся», — так объясняют они свою необычную просьбу.

 

Тут уж, как говорится, хоть смейся, хоть плач. Но в еврейскую школу их деток всё равно не берут, так что придется им читать не Тору, а Библию, если в обычной школе, куда они придут учиться, будут преподавать «Основы православной культуры».

Все равны, но кто-то все-таки ровнее…

17 (2)

Гимназия «Ор Авнер» — единственная в Ростове средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом (это странное словосочетание используется в официальных документах). В Ростовской области к таким учебным заведениям можно отнести только школы Мясниковского района, где факультативно преподается армянский язык и армянских детей приобщают к национальной культуре. (До революции в городе Нор-Нахичеван, ныне части Ростова, существовали армянские школы и гимназии, а армянский техникум был закрыт уже перед войной). Вот и весь «национальный компонент», если, конечно, не считать отдельным народом казаков. Как сообщает сайт правительства Ростовской области, система казачьего образования включает в себя уже более 200 учреждений. Это казачьи кадетские корпуса, казачьи кадетские профессиональные училища, муниципальные общеобразовательные учреждения, центры дополнительного образования, детские сады. Такие  учреждения, где учится и воспитывается больше 30 тысяч детей, находятся в 43 муниципальных районах и городских округах. В ближайшие годы появится шесть новых учебных заведений. В Таганроге планируется открытие в 2014 году морского казачьего кадетского корпуса. К 2015 году в Новочеркасске будет переоборудовано здание 5-й городской школы под Мариинскую гимназию, в которой, как когда-то до революции, будут обучаться только девочки. В следующем учебном году в Орловском районе появится первое на востоке области казачье образовательное учреждение. Ещё три кадетских корпуса будут открыты в Азовском, Боковском районах и Цимлянске.

Законодательное собрание Ростовской области приняло специальный закон «О казачьем кадетском образовании в Ростовской области». Получается, что все народы, народности, этнические группы и сословия у нас на Дону равны, но некоторые все-таки «ровнее».

В Москве около 40 школ с этнокультурным компонентом (есть школы с грузинским, азербайджанским, корейским и даже русским национальным компонентой – изучением кроме общеобразовательных дисциплин языков, культуры и истории этих народов). В Ростове, городах и районах области тоже проживают люди разных национальностей. По последней переписи населения у нас вторыми по численности после русских являются сейчас армяне. Конечно, проживающих в Мясниковском районе армян трудно назвать диаспорой, они коренные жители этих мест — заселяли одновременно с казаками голые степи, опустевшие ещё с тех времен, когда тут кочевали сарматы и половцы. По итогам предыдущих переписей населения второй по численность национальностью на Дону были украинцы, которых также диаспорой не назовешь – они организованно переселялись на пустующие тогда донские земли по повелению российских государей. Почему же украинцы ушли со второго места? Да просто очень многие стали писать в графе национальность — «русский». Это и неудивительно: при такой схожести нашего менталитета (не говоря уже об исторических корнях) можно считать нас разными ветвями одного этноса.

Однако украинская культура и язык не ассимилировались, сохранили свою самобытность. Но сегодня украинской национальной компоненты нет ни в одном учебном заведении Ростовской области даже в виде кружка украинского языка. Мало того, почему-то именно украинцы стали объектом нападок  «русских патриотов» и казачьих атаманов. Прокуратуре Ростовской области пришлось даже глубоко изучать деятельность украинской национально-культурной автономии Ростовской области. В прокуратуру поступило заявление атамана казачьего общества «Ростовская станица» Фаустова и еще семи казаков с просьбой «дать правовую оценку провокационной активности» руководителя украинской национально-культурной автономии Владимира Макарчука и «при наличии состава преступления привлечь к установленной Законом ответственности». Заключалась эта «провокационная активность», по мнению авторов письма, в том, что Макарчук якобы «создает в школах классы украинского языка, завозит учебную литературу, напечатанную на Украине» и вообще ведет скрытую «украинизацию» Ростовской области. Тут же появились обличительные статьи на эту тему на интернет-сайтах.

Это было бы смешно, если б не было так грустно. К слову сказать, даже владельцы московских квартир (видимо, все сплошь шовинисты), и те пишут в своих объявлениях «Сдаю жилье славянам», не разделяя «хохлов» и «кацапов». А уж у нас на Дону разобрать, кто «чистый русский», а кто «с примесью» украинской крови, и вовсе бывает непросто: перемешались наши народы и породнились, не говоря уже о том, что из одного корня выросли, из Киевской Руси.

Весь сыр-бор разгорелся после того, как в школу №7 имени Алексея Береста на День города Ростова-на-Дону приехала делегация украинского города Донецка и привезла в подарок буквари, которые хранятся сейчас в школьном музее. А еще в школе был театральный кружок, который выучил специально к приезду гостей песню «Маленькая страна» на украинском языке. Вот и вся «украинизация». Прокуратура, проведя тщательную проверку, установила доподлинно, что на самом деле ни в одном учебном заведении Ростовской области нет в учебной программе украинского языка. Так что прокуратура не нашла никаких оснований «для принятия мер прокурорского реагирования». И не могла найти. Национальных обществ в Ростовской области несколько десятков, многие из них называются «национально-культурными автономиями», это всего лишь юридическая форма существования общественной организации. Возможно, само слово «автономия» использовано законодателями не слишком удачно: оно вызывает ассоциации с автономными республиками и областями, национально-территориальными единицами, существующими, кстати, в разных странах мира. Культурные автономии — это совсем другое и вряд ли атаман Фаустов и те, кто за ним стоит, идейные вдохновители бескомпромиссной борьбы «с украинизацией Ростовской области», этого не понимают.

По всему выходит, что нашему городу совсем не помешает музей толерантности, который собирается создать в Ростове еврейская община. Толерантности нам пока ещё очень не хватает. Вот чему надо учить наших детей – умению понимать и уважать людей в независимости от их веры и национальности… Хотя дисциплина, почитание старших и любовь к Отечеству, тоже, конечно, очень нужны. Чтобы привить детям всё хорошее, чему нас когда-то учили, родителям надо очень постараться самим, а не только надеяться «на дядю» в военной форме или в церковном облачении (на «тётенек» — учительниц уже давно никто не надеется). Знаю одно семейство, где папа-бизнесмен отправил дочку учиться в закрытую английскую школу с железной дисциплиной. Детям там даже не разрешают пользоваться сотовым телефоном, но, раздобыв где-то телефон, девчонка в первое время звонила маме и плакала в трубку (ну а мама рыдала с другого конца провода). Потом ночные звонки прекратились, но чем обернется для ребенка и родителей этот смелый педагогический эксперимент, пока никто не может предугадать…

Анна Лебедева

фото Александра Корсунова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *