ВОЛШЕБНАЯ СВЯЗКА КЛЮЧЕЙ

Литературная антология о Ростове

составлена  из фрагментов произведений

различных авторов от XVIII до XXI века.

Из всех этих фрагментов воспоминаний, глав из книг, путевых заметок сложилась разноцветная картина стойкого, неунывающего города, многое повидавшего за 272 года  и сохранившего свое неповторимое лицо.

Ключи обложка Фас

Составитель энциклопедии ростовской жизни «Ростов-на-Дону «Ключи от города» Александр Пхида в «Приглашении к прологу» выразил надежду на то, что авторы этой книги смогли приблизиться к созданию портрета нашего города. Фрагменты их произведений, точно связка чудесных ключей к сердцу Ростова.

Нахичевань. Памятник Екатерине II №35

Нахичевань. Памятник Екатерине II №35

Армяне старой Нахичевани

                                                     Армяне старой Нахичевани

Две фотографии открывают это издание. Елизаветы Первой, повелевшей учредить таможню, с которой начался наш город в 1749 году, и Екатерины Второй, спустя 30 лет переселившей крымских армян на Дон. От времени создания на юге крепости святого Димитрия Ростовского до сегодняшнего дня вы пройдете по улицам нашего города и увидите его глазами тех, кто жил здесь, кто приезжал сюда ненадолго. В главе «Из прошлого в настоящее» путешествие в глубь веков продолжают заметки естествоиспытателя Иоганна Антона Гильденштедта. В 1773 году он побывал в Ростове и подробно описал «окрестности и крепость». К этому же времени относятся заметки еще одного ученого Петера Симона Палласа, на которого произвели впечатление жители Нахичевана с их «хорошенькими каменными домиками», тремя церквями, монастырем и лавками, где продавались продукты собственного изготовления.

Казаки к Гильденштеду

Казаки к Гильденштеду

Благоприятный отзыв о Ростове оставила французская писательница Адель Оммер де Гелль – это уже 19 век. Она отметила свободный дух ростовцев, особую «физиономию» города, «все классы общества которого собираются в клубе в воскресные дни на танцы или гулянье».

А это имя известно не только исследователям: Микаэл Налбандян родился в Нахичевани-на-Дону (уже так назывался этот город). В книге публикуется фрагмент его повести «Одному – слово, другому – невесту».

На старом старом базаре

На старом базаре

К середине 19 века относятся и воспоминания о детстве историка и краеведа Павла Филевского. Быт, обычаи и традиции донских армян того времени воспринимаются сегодня как исключительная экзотика. В городе царил патриархальный уклад. Люди верили в сверхъестественные события, предания старины кочевали из поколения в поколение.

Ну, и конечно, самое место в этой книге одному из знаменитых наших земляков художнику  Мартиросу Сарьяну, который передал свои детские ощущения от старой Нахичевани с ее немощеными улицами, книжными лавками, весенним запахом акаций. Страницы воспоминаний посвящены и переменам в жизни города, который постепенно заселялся и русскими, и украинцами.

Трущёбные люди за трапезой

Трущёбные люди за трапезой

Несомненный интерес представляют фрагменты книги Алексея Свирского «Ростовские трущобы», поражающие масштабом «дна» в небольшом по тем временам городе, количеством обездоленных. «Неподкрашенный, голый портрет» Ростова возникает из воспоминаний Александра Серафимовича «Золотой телец». Здесь кучка буржуа богатеет, а население нищает. И еще один взгляд «со стороны» – от европейца Григория Шилтяна. Впрочем, детство и юность он провел в Нахичевани, и его заметки из книги «Мое приключение» относят нас к тревожным дням революции, увиденным глазами ребенка. Насилие, пожары, погромы, колонны ссыльных, «даже человеческие лица имели зловещий вид».

Шилтян Школа модернистов 1955-1956 гг.

Шилтян. Школа модернистов 1955-1956 гг.

Школьные годы Шилтяна, примечательные тем, что его сверстники занимались чем угодно, только не учебой, имели значение фактом первого одобрения его рисунков. Учитель, похваливший карикатуры своего ученика, конечно, и в самых смелых мечтах не мог предположить, что работы юного рисовальщика будут выставлены в Парижском музее современного искусства и в Королевском музее Брюсселя.

Тем временем нестандартный мальчик, успеваемость которого «превратилась из плохой в очень плохую», увлекся Уайльдом и французскими поэтами, завел знакомство с талантливыми людьми и, основав клуб эстетов, сблизился с футуристами. Впрочем, вскоре он трезво оценил их пеструю компанию, где было немало подозрительных личностей.

Демонстрация на Софиевской площади в Ростове

Демонстрация на Софиевской площади в Ростове

Годы его взросления пришлись на период гражданской войны. В город входили то красные, то анархисты, то немцы, то белые… Стала очевидной опасность быть втянутым в кровавую бойню, и созрел план бегства. «Всю свою жизнь я задаюсь вопросом, правильно ли я сделал, покинув свой дом в России. Это трудное решение повлияло на всё мое дальнейшее существование».

Ростовская пристань

Ростовская пристань

Я уделяю больше внимания  писателям, художникам, ученым, наверняка не знакомым широкой публике, и вынуждена ограничиться перечислением имен, которые знает каждый школьник. Итак, следующие страницы энциклопедии ростовской жизни предоставлены писателям, которых наши земляки старшего поколения застали в живых. Это Мариэтта Шагинян со страницами романа «Перемена», родившаяся в Ростове Вера Панова с отрывками из воспоминаний «О моей жизни, книгах и читателях», Владимир Сидоров с фрагментами романов «Камышеваха» и «Темерник», Владимир Фоменко – с главами повести «Записки о камере». Помню, какой ажиотаж был вокруг повести Виталия Семина «Ласточка-звездочка» и особенно вокруг романа «Семеро в одном доме», романа Василия Аксенова «Таинственная страсть», документальной повести Владислава Смирнова «Ростов под тенью свастики». И, конечно, не обойдены вниманием корифеи:: Михаил Шолохов со страницами «Тихого Дона», Алексей Толстой – с главами из «Хождения по мукам», Михаил Зощенко с рассказом «Ростов», Юрий Трифонов – с фрагментами романа «Старик», Константин Паустовский – с очерком «Тихий Дон», Александр Солженицын – с главами повести в стихах «Дороженька»…

Старый ростов

Старый Ростов

В главе «Из настоящего в грядущее» вы найдете людей, которые на слуху не только в Ростове и не только в нашей стране. Здесь Аксенов и Семин, которых я уже присоединила к другим именам. Здесь поэт Леонид Григорьян, особая фигура на донском культурном ландшафте, человек независимый и неробкий. Его стихи – самой высокой пробы. В «Ключах» помещены фрагменты его очерка «Мэтр» – об уникальном преподавателе латыни в Ростовском университете Сергее Ширяеве. Здесь Денис Гуцко, лауреат премии «Русский букер» – с фрагментом романа «Без пути следа».

Прогулка по старому Ростову

Прогулка по старому Ростову

  А вот авторы, может быть, и не такие знаменитые, но, несомненно, «широко известные в узких кругах» (писатели, журналисты, педагоги, а также вполне экзотические фигуры, сменившие несколько далеких друг от друга профессий), которым тоже есть о чем рассказать и внести свой штрих в портрет Ростова. Юлий Чеботарев был ведущим артистом народного театра драмы во Дворце культуры «Ростсельмаша». Его воспоминания о гастролях Театра на Таганке называются «Четырнадцать дней, которые потрясли Ростов». Журналист Руслан Козлов, окончивший РГУ, был создателем студенческого театра «ТУС» («Театр условностей»). Его заметки «Альма-матерь» – «о длинной и счастливой студенческой жизни… с безмятежностью и морем надежд».

Театр ТУС

Театр ТУС

Максим Белозор описал людей, которыми одарила его судьба. Один колоритнее другого. Но он и сам персона нетиповая: художник, поэт, прозаик. По его сценариям сняты популярные сериалы: «Без свидетелей», «Жизнь и приключения Мишки Япончика», «Волчье солнце», «Одесса». По книге «Волшебная страна» в ростовском театре «18+» поставлен спектакль-променад (в обиходе спектакль-бродилка), получивший самую престижную театральную премию в России «Золотая маска». Фрагменты этой книги и нашли законное место в ростовской энциклопедии.

Программки Таганки

Программки Таганки

Геолог по образованию Владислав Хацкель вскорости стал «дрейфовать» в сторону других занятий – литературой, режиссурой. Герой его рассказа «Батька Мюллера» – Семен Броневой.  В составе ветеранской агитбригады он шествует над одной школой, рассказывая детям о роли коммунистической партии в победе над фашизмом. Сам он в это время, обвиненный в троцкизме, из майора госбезопасности превратился в зека вятских лагерей. Но время поменялось, и теперь по заданию начальников прежней службы Броневой, как ветеран органов, проводит воспитательную работу с подрастающим поколением и непременно в каждой встрече упоминает о знаменитом сыне, сыгравшем Мюллера в суперпопулярном сериале.

Перед спектаклем 10 дней

Перед спектаклем 10 дней

     Невозможно хотя бы назвать всех авторов публикаций, но нельзя пройти мимо очерков инженера, актера и музыканта (!) Вартана Тикиджи-Хамбурьяна «Шут с нами». Нигде не погрешив против исторической правды, он иронически осмыслил события, которые пережил наш город со дня его основания.

Панорама Нахичевани

Панорама Нахичевани

Фонтан в нахичевани. Фото ru.hayazg.info

Фонтан в Нахичевани. Фото: ru.hayazg.info

Предваряет книгу стихотворение поэта и прозаика, доктора философии и социологии Сергея Сущего (он же автор очерка «Доктор Бабиян»). Заканчивается стихотворение так:

Суть этих улиц, скверов, площадей,

Что можно оком охватить и мыслью,

Я передам и всех моих людей

По именам и датам перечислю.

Этот принцип в книге соблюден. Это захватывающее чтение. Еще надо добавить, что сложена она с любовью.

Телефон отдела искусств Донской публичной библиотеки

(для справок желающим приобрести книгу).

Тел.: 8(863)269-75-33

Людмила Фрейдлин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *