
Вечером после «скинхедского марша», что устроили они с соратниками у ростовского Дворца спорта, Мурка завязал белый шнурок на окровавленный нож. Как знак доблести: право носить белый шнурок имеет право только скинхед, который участвовал в десяти «забивах» (избиениях) «нерусей» или убил одного из них. И начал с этим ножом фотографироваться. Тот ли это нож, которым скины пытались отрезать голову своей жертве, следователи выясняют вот уже почти год. И всё это время в интернете висит та самая фотография: Мурка успел разослать её друзьям – единомышленникам и выложить в социальные сети за несколько часов до своего ареста.
«Он у меня был один…»
Седая изможденная женщина (это уже потом я узнала, что ей слегка за сорок) вынесла из дома выпускной школьный альбом, рухнула как подкошенная на лавочку и начала плакать, гладить фотографию сына и что-то причитать на турецком. По — русски она сказала мне: «Я всегда думала, что если сын у меня один, то с ним ничего не может случиться, Бог этого не допустит!»
Тут прибежала соседка тётя Валя – специально рассказать заезжему корреспонденту, какой Арслан был чудесный мальчик: отзывчивый, добрый, вежливый, как он всем помогал, и ей тоже – дров наколоть, сена перетащить в сарай, огород вскопать… На похороны Арслана пришло пол хутора.
В Денисове турки-месхетинцы живут бок о бок (как говорится, «на одном заборе) с коренными жителями. Хутор этот в 40 километрах от районного центра Большой Мартыновки — не казачий, основали его в позапрошлом веке переселенцы с Украины, и что это такое – этнические конфликты — тут не знают. Ни один местный житель не пожаловался мне на соседей-турок, наоборот, ещё и хвалили: работящие, с земли кормятся. От зари до зари в поле, потому и живут не бедно, а если надо, всегда подсобят односельчанам. Семьи у них в основном многодетные, так что денисовские учителя получают приличную зарплату только благодаря маленьким турчатам: финансирование школы нынче зависит от количества учеников. В первый класс в этом учебном году пошло трое детей из русско-украинских семей и восемь — из турецких.
Первые семьи месхетинцев приехала в хутор, когда тут ещё был процветающий винсовхоз, и на виноградниках требовались рабочие руки. Потом совхоз развалился, а земля осталась: возделывай, сколько хочешь! К осевшим в Денисове месхетинцам стали приезжать родственники. Многострадальный этот народ за последние 70 лет был изгнан со своей земли трижды: в первый раз его выселил из Грузии в Узбекистан Сталин ещё во время Великой Отечественной войны. Из Средней Азии месхетинцы бежали в Краснодарский край уже после развала Советского Союза, спасаясь от погромов, устроенных местными националистами. Однако кубанские власти не дали беженцам приюта, и они рассеялись по свету…
Директор Денисовской школы Арслана помнит: хороший был мальчик, вот только очень застенчивый, у доски отвечать стеснялся, так что учителя у него после уроков домашнее задание спрашивали. Закончил он только девять классов: мать с отцом развелись, когда он был совсем маленьким, так что повзрослевшему сыну надо было маме помогать. Огород держали, хозяйство, и в Ростов на заработки парень тоже ездил – подсобником был на стройке, грузчиком. В основном вместе с дядей работал, братом матери, который заменил ему отца.
В тот день, 6 мая прошлого года, Арслан поехал с друзьями к одноклассникам, которые живут и учатся в Ростове. Погулять хотел, посмотреть салют на День Победы, а уже после праздников поискать работу.
Рассказ следователя
Павел Поляков, старший следователь управления Следственного комитета РФ по Ростовской области:
— Эти ребята, молодые националисты, давно были знакомы, они встречались на футбольных матчах, на разных своих мероприятиях вроде Славянского забега, находили друг друга в социальных сетях в Интернете. В тот день они приехали к Дворцу спорта с футбольного матча с участием команды «Ростов». Сначала основная группа – пять человек, потом ещё человек десять – на подмогу, и все с одной целью – драться с кавказцами. Надели маски, достали ножи: у скинов всегда с собой сумочка с ножом и маской – на боку висит подтянутая так, чтобы под курткой не было заметно. Выстроились они в колонну и начали маршировать вокруг клумбы, распевая свою песню на всем известный мотив: «В нашем доме поселился замечательный скинхед». Выкрикивали лозунги: «Чурки вон из России!». Рядом стояла группа взрослых мужчин-кавказцев, но они с ними не решились связываться. Долго маршировали, пиво пили — три часа распалялись, приводили себя «в боевое состояние духа».
Наконец, заметили двух пареньков, сидевших на ограждении в сторонке, метрах в двадцати пяти. Подошли: «Закурить не найдется?», те достали и протянули им сигареты. Друг тут же предложил Арслану уйти пока не поздно, но тот отказался: «Почему я должен убегать? Я же гражданин России!»
А эти не отстали: что же, выходит, они зря приехали? Подошли ещё раз, посветили в лицо одному: «Русский?» Тот ответил: «Русский!» Посвятили другому: «Русский?» Парень ответил: «Гражданин России».
«А, не русский!» — бить начали сразу. Арслан побежал, за ним бросились пять человек. Товарища его ударили бутылкой по голове, и он потерял сознание. Ему досталось только за то, что дружил с Назимовым: русский, который дружит с нерусским, называется у скинов «овощем» и за это, по их понятиям, тоже заслуживает наказания. А самого Назимова догнали, сбили с ног и начали наносить ножевые удары в бок. Попытались отрезать голову, как это проделывают националисты в выложенных в интернете видеороликах. Однако это сложно без навыков – отрезать человеку голову, только до позвоночника дошли…
По версии следствия, побежали за Арсланом пятеро, но двое, увидев, что жертву добивают, остановились на полпути. Поэтому уголовное дело по ст. 105, ч. 2 л УК РФ – «Убийство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды» возбуждено в отношении троих. Ещё против четверых маршировавших скинхедов возбуждены уголовные дела по ст. 282 УК РФ –«Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации».
Нашли и задержали скинов всего за двое суток. В операции участвовали и сотрудники отдела по борьбе с экстремизмом облУВД, и лучшие следователи и оперативники горУВД и Ленинского отдела внутренних дел. Один из опытных оперативников опознал на видео, снятом камерой наблюдения у Дворца спорта, среди убегавших парней (причем на видео мелькали только их спины) своего «старого знакомого». Опер уже задерживал его за год до этих кровавых событий.
«Я служу дьяволу…»
К какой социальной группе относятся сами молодые люди, вскидывающие руки на всех своих «парадных фото» в нацистском приветствии? По словам следователя, они все – из неполных семей, безотцовщина, хорошим образованием и интеллектом похвастаться не могут. Даже об «идеологии» националистических движений, к которым себя причисляют, они имеют весьма слабое представление. В своём статусе (на собственной страничке в социальных сетях) Мурка написал и вывесил свое людоедское «кредо»: «На моём ремне написано: «С нами Бог». Но служу я Дьяволу и фюреру и мне не стыдно убивать и насиловать мирных женщин и детей».
Прочесть это и по сей день может любой, кто имеет доступ к социальной сети «В контакте» — надо только набрать фамилию «Мурка» и страничка человека, которому не страшно убивать женщин и детей, откроется.
…Похоронили Арслана Назимова на мусульманском кладбище неподалёку от хутора, где он вырос. Было ему 19 лет…
Анна Лебедева