
Анна Лебедева, Главный редактор газеты «Большой Ростов»
Слово это нередко звучит в негативном контексте, между тем адат – это нормы простого права. Неписанные законы, и для многих народов они выше законов писанных, потому что это — моральный код нации. Он есть у всех, и у русских, конечно, тоже, но не кажется ли вам, что в последние десятилетия русский адат стал стремительно меняться? Ну, прям на глазах …
Воровать стало не стыдно! То есть это позорное явление было всегда, но поведение жуликов, мошенников, казнокрадов не одобряли друзья, соседи, читатели газет, в которых печатались очерки «Из зала суда». И каждая такая история становилась событием. Сегодня же мы с легкой усмешкой перекидываемся парой фраз об очередном задержании в Ростове, Москве или на Дальнем Востоке генерала, министра, губернатора – благо по телевизору и в Интернете всё это рассказывают.
Хроника допросов следователями директрис школ детсадов, оформивших кого-то на ставку уборщицы или нянечки «без исполнения ими должностных обязанностей», вообще уже никому не интересна. Ну, это ж детские шалости по сравнению с КамАЗом денег, вывезенных в Москве из апартаментов полковника ФСБ Черкалина. Или с подзабытыми уже «подвигами» экс-министра обороны Сердюкова, награждённого за всё содеянное… нет, не поездкой в места не столь отдалённые, а должностью председателя Совета директоров крупнейшего промышленного холдинга — Объединенной авиастроительной корпорации. Ну а что ж: мужик — то порядочный: в СМИ писали, что на Васильевой он всё-таки женился.
Но, наверное, самое страшное, что не только воровать и брать взятки, но и ДАВАТЬ давно уже не стыдно. Телеканал Россия 24 показал фильм с шокирующими подробностями тотальной коррупции в системе медико-социальных экспертиз, выдающих за взятки липовые справки об инвалидности. Главные «герои» этого триллера — руководитель МСЭ Дагестана Магомет Махачев и начальник МСЭ города Гукова Борис Котов.
Самое большое впечатление на меня произвело выступление Главы республики Дагестан Владимира Васильева в огромном зале перед руководителями разного ранга и активом – это больше похоже на партийный съезд. Васильев, прошедший суровую школу жизни ещё в московском ОБХСС, сначала доложил обстановку: кто и за что арестован. А потом стал, как будто, даже извиняться: многие семьи вместе с пособиями по липовой инвалидности взрослых или детей лишились существенной части своего и без того нищенского бюджета. Глава республики пообещал народу найти источники восполнения этих «выпадающих доходов».
Люди уже привыкли так жить, но, не знаю, как в Дагестане, а если у нас МСЭ кому-то «рисует» 2 группу за взятку, то это значит, что настоящий инвалид её не получит: безрукому или безногому дадут третью группу, чтобы не портить общую статистику.
Но, может быть, ещё не поздно всерьёз задуматься о последствиях? Общество, где нормальные механизмы управления процессами во всех сферах жизни не работают, как прописано в законах, до того самого момента, пока кто-то не сунет взятку «механику», дергающему за рычажки… Такое общество больно, а больной организм рано или поздно погибает. Внукам-то мы какое наследие оставим?
Помните у Лермонтова:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом.