Дважды убитые

40 лет назад по приказу руководства Ростовского высшего военного командно-инженерного училища  был снесён мемориал, установленный на месте гибели тысяч советских военнопленных. Братскую могилу закатали в асфальт. Три года назад губернатор Ростовской области Василий Голубев пообещал в прямом эфире телеканала Дон-ТР, что мемориал будет восстановлен. Но и по сей день на братской могиле за глухим забором  учебного центра Минобороны (он занял корпуса и территорию училища, закрытого в 2011 году)  —  стоянка  военной техники.
— Маленькое кладбище утопало в зелени и цветах. А монумент на нём был установленный колоссальный: постамент выше человеческого роста и фигуры солдат в полный рост. 14 февраля в День освобождения Ростова от фашистов тут всегда проходил митинг,  курсанты нашего РАУ принимали здесь присягу. Это было очень посещаемое место, вход сюда всегда был открыт, — рассказывает ветеран Великой Отечественной войны Александр Карпенко.
Александр Захарович закончил  Ростовское артиллерийское училище (РАУ) в июне 1941 году за несколько недель до войны и был отправлен на западную границу. В воскресенье 22 июня лейтенант Карпенко, зам.командира батареи, собирался отметить с новыми товарищами своё двадцатилетие. Успел даже приготовиться к мальчишнику: снеди всякой накупил… Судьба распорядилась иначе.
Фронтовик Карпенко после войны 20 лет преподавал в ростовском военном училище  и отлично помнит всё, что связанно с этим местом. Когда в феврале 1943 года Ростов освободили, в концлагере, куда немцы свозили раненных пленных, ещё были живые. Они-то и рассказали обо всём, что здесь происходило.  Потом это много раз пересказывали выступающие на митингах у мемориала, об этом можно прочитать и в архивных документах, в  книгах.
— Перед митингами в честь Дня освобождения Ростова к мемориалу привозили все собранное на территории концлагеря: искореженную алюминиевую посуду, обрывки обмундирования и амуниции, — рассказывает гвардии полковник Карпенко. — Мне больше всего запомнилась  большая деревянная бочка на двух  колесах с двумя длиннющими оглоблями. В  эту бричку запрягали по 15-20 человек  пленных, которые ещё могли передвигаться и гнали к ручью Безымянному. Но воду привозили  редко, зато давали солёную рыбу — увеличивали смертность раненных от жажды, чтоб значит боеприпасы не тратить. Расстреливали мало — я потом видел  «расстрельную стену». Люди сами умирали от болезней, голода и холода — они спали на полу в полуразрушенном здании без окон. Тела умерших скидывали в  широкие рвы вдоль забора, метров по 50 длиной. Все водопроводные и канализационные  колодцы были забиты мёртвыми…
В нашей беседе 97-летний ветеран назвал то, что сделало с братскими могилами и мемориалом в 1976 году тогдашнее командование училища (а политотдел, видимо, не стал ему перечить),  «непристойным» поступком. По его словам этот маленький клочок земли (а у училища, надо отметить, огромная территория) военное ведомство просто «прихватило» под стоянку учебных военных машин. Товарищи генералы и офицеры плохо ухаживали за памятником, ему уже требовался ремонт, вот они и решили его просто снести. А место Памяти и Скорби обнести высоченным забором. Когда сюда три года назад пришли ветераны со школьниками и активистами общественной организации  клуба «Патриот», их не пустили на территорию, так что цветы они возложили к этому самому забору.
Но на то они и патриоты, чтобы  не сдаваться! Сколько уже писем написано во все инстанции, больше всего, конечно, в Министерство  обороны. И кажется, пробили, наконец, маленькую брешь: несколько месяцев назад в областном военкомате прошло представительное совещание с одним вопросом в повестке — восстановление мемориала. Модератором, по-современному выражаясь, стал военный комиссар Ростовской области Анатолий Трушин. Его мнение самое главное: именно военные комиссариаты отвечают за состояние воинских захоронений.
У Анатолия Петровича мнение однозначное: восстанавливать мемориал нужно и спорить тут не о чем! Его единомышленники ещё категоричней:
— Работы по восстановлению памятника и всего мемориала должны начаться в этом году! Русская пословица гласить, что обещанного три года ждут, так они уже прошли! Губернатор Василий Голубев  пообещал восстановить памятник, но ничего так и не было сделано! — говорит заместитель председателя клуба «Патриот» Александр Стасюк. —  Перед тем как снести памятник, руководство РАУ отправило в отставку по выслуге лет всех преподавателей-фронтовиков. Как тридцатилетие Победы отметили, так их всех и «ушли», чтоб не мешали вандализму. Но у нас выросло новое поколение патриотов, посмотрите, сколько молодых ребят участвует в шествии Бессмертного полка! И школьные музеи собирают материалы не только о боевой славе воинов-земляков, но и о той цене, которую заплатил наш народ за Победу. Как же об этом  могли забыть «товарищи генералы и офицеры» с больщими звёздами на погонах — те, кто снёс мемориал и их приемники, которые не хотят его восстанавливать!
Наталья Соколова
На фото: в почетном карауле у мемориала — преподаватели РАУ с молодыми солдатами, 70-е годы;
Активистам клуба «Патриот» пришлось возложить цветы к стене, за которой находится братская могила.

карточка воинского захор.ЖИЗНЬ 8А_001 ЖИЗНЬ 8А_136 ЖИЗНЬ 8А_137 панорама_Стасюк 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *