
Преобразователи природы хотят соединить Каспийское и Черное море семисоткилометровым каналом. Ученые предупреждают: экологическая катастрофа тогда неизбежна.
Недавно в Азовском районе Ростовской области собрались экологи со всего юга России, чтобы обсудить самые острые проблемы защиты природы от преступных посягательств человека. Именно так – преступных, а как иначе назовешь «проект века» — строительство канала «ЕврАзия»?
План строительства соединительного канала между Азовом и Каспием советские инженеры и ученые разработали еще в 30-е годы прошлого века. При этом упор делался на то, что здесь когда-то был пролив, соединяющий два моря (правда, было это миллион лет назад). Рытье каналов объявили «великими стройками социализма» со всеми вытекающими отсюда последствиями.
К счастью, безумную идею удалось осуществить только частично. Вырытые в донских степях Веселовский и Пролетарский водохранилища сегодня просто клад для ученых. С неподдельным интересом они изучают последствия «великого эксперимента», поставленного покорителями природы. После присоединения к Пролетарскому водохранилищу озера Маныч-Гудило образовался шлюзованный водный путь протяженностью 329 километров. 80 лет — как раз достаточный срок, чтобы в полной мере оценить масштаб произошедшей здесь экологической катастрофы. Само существование Дона как водной артерии и источника питьевого водоснабжения оказалось под угрозой — концентрация солей в донской воде все время увеличивается. Прорытые каналы связали его с солеными озерами. Тысячи гектаров земли превратились в непригодные для земледелия солончаки. А сами водохранилища — в болота.
А что же водный путь, созданный такой дорогой ценой? Сегодня он практически не используется — суда большого водоизмещения по этому мелководью просто не пройдут. Поэтому какие-то умные головы предложили довести начатое до конца — прорыть еще 400 километров новых каналов, а заодно углубить и расширить старые. Автор этой идеи – академик Макашов, возглавляющий Южный научный центр Российской академии наук. Его поддержали правительство Ставропольского края и Федеральное агентство морского и речного транспорта. Свое мнение высказал и Дмитрий Медведев во время своего визита (тогда еще в ранге вице-премьера) в Южный Федеральный округ. Отвечая на вопросы журналистов, Медведев назвал проект «ЕврАзия» по созданию судоходного канала между Каспийским и Азовским морями «вполне разумным и полноценным».
Строительство водного пути обойдется, по самым скромным предварительным подсчетам, в 15 млрд. евро, на его осуществление понадобится не меньше десяти лет. Предстоит вынуть гигантские объемы грунта из русла канала, который должен пройти по малонаселенным степям Калмыкии в Кизлярский залив Каспийского моря или к порту Лагань в Калмыкии. А еще с помощью шести гидроузлов с судоходными шлюзами нужно будет преодолеть водораздел между Азовским и Каспийским морями высотой около тридцати метров.
— Если вы будете лететь на самолете над калмыцкими степями, то увидите внизу гигантские, будто вырытые циклопом траншеи. На самом деле это копали шагающие экскаваторы: в конце 80-х годов прошлого века здесь начали рыть канал Волга—Чаграй, прорыли меньше половины, да так и бросили, — рассказывает известный ученый, доктор геолого-минералогических наук из Южного Федерального университета Владимир Седлецкий. — Теперь вот предлагают делать канал длиной 700 километров. Но где взять столько воды, чтобы его наполнить? Авторы проекта предлагают перераспределить донскую и кубанскую воду, однако, сток Дона, Кубани и всех малых рек этого района вместе взятых — всего 20 кубокилометров (для сравнения: сток Волги — 300 кубокилометров). Кубань в ее устье уже сейчас можно перейти, не замочив коленей. И вообще не пойму, зачем нужен этот проект? Если для того, чтобы возить каспийскую нефть, как заявляют авторы проекта, то это вообще смешно: на Каспии уже построены мощные транснациональные нефтепроводы. Разве могут небольшие танкеры (а большие по каналу все равно не пройдут) с ними конкурировать?
Наивный вопрос: зачем сочиняются «прожекты века»? Деньги получить. Для начала хотя бы «на изучение вопроса», «конкурс проектов», потом — на «изыскательские работы», ну и так далее. Министерство экономики Ставропольского края с самого начала предлагало использовать на эти цели средства Стабилизационного фонда.
Кроме наших отечественных «покорителей природы» у проекта есть не менее мощное лобби в Казахстане. Президент Нурсултан Назарбаев, выступая несколько лет назад на Петербургском международном экономическом форуме, предложил повернуть стоки сибирских рек на юг, в Среднюю Азию и Казахстан. А также построить канал, который соединит Каспийское и Черное моря и «будет на 1 тыс. км короче, чем Волго-Донской канал». Правда, с цифрами у казахского президента получилась явная неувязка. Длина Волго-Дона составляет всего 101 километр, так что новый канал никак не может быть короче на тысячу километров. Можно предположить, что Назарбаев имел в виду длину всего нового водного пути от Каспия до Черного моря.
Прозвучало это тогда несколько неожиданно: незадолго до этого Владимир Прозвучало это несколько неожиданно, поскольку незадолго до этого Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию предложил осуществить другой, конкурирующий проект: создать международный консорциум для строительства второй очереди Волго-Донского канала с участием всех прикаспийских государств. «Эта новая транспортная артерия позволит кардинальным образом улучшить судоходное сообщение между Каспийским и Черным морями. Это не просто даст выход прикаспийским государствам в Черное и Средиземное моря, в Мировой океан, но и качественно изменит их геополитическое положение и позволит им стать морскими державами», — заявил тогда президент Путин.
Президент Назарбаев, похоже, решил, что можно еще более кардинальным образом улучшить судоходство в южных степях СНГ, соединив по прямой Каспий и Азовское море. Правда, эксперты считают, что малые танкеры не смогут составить конкуренцию мощным транснациональным нефтепроводам, по которым прикаспийские страны уже вовсю качают нефть. Кстати о танкерах: пропускная способность проливов Босфор и Дарданеллы, через которые лежит путь нефтеналивных судов из Каспийского моря в Средиземное, тоже уже исчерпана. На движение танкеров тут уже введены ограничения. Поэтому эксперты высказывают большие сомнения в том, что 15 млрд. евро — а это только предварительная стоимость сооружения водного пути «ЕврАзия» — могут окупиться в обозримом будущем.
Что же касается последствий экологической катастрофы, к которой, по мнению экологов, неизбежно приведет строительство соединительного канала между Азовом и Каспием, то господина Назарбаева, похоже, это мало волнует: канал-то предполагается прокладывать по российской территории…
Очевидно, что в ближайшие годы деньги на строительство канала не будут выделены. По крайней мере, до Сочинской Олимпиады 2014 года. Все ресурсы брошены сейчас туда. Ну а потом чиновники будут искать новые «каналы для увода денег» в свои карманы. Самый «глубокий», а, значит, и подходящий – канал «ЕврАзия» . Поэтому активисты «Экологической вахты по Северному Кавказу» и других экологических организаций, собравшиеся на Павлово-Очаковской косе под Азовом, приняли резолюцию с осуждением безумных «проектов века».
В свое время только протесты общественности помешали осуществлению проекта поворота северных рек.
20.05. 2011 г. Анна Лебедева